Погрузимся в историю создания аналитики в IPSOS, а также в концепции выстраивания дашбордов в Qlik Sense по принципу DAR, для того, чтобы достичь наглядности и ясности аналитического повествования.
ИСТОРИЯ УСПЕХА
IPSOS: встроенная аналитика Qlik для своих клиентов
Ipsos — одна из крупнейших глобальных исследовательских компаний, занимает третье место в мире по объему проводимых маркетинговых исследований.
С 2012 года Ipsos использует для подготовки и предоставления клиентам данных о синдикативных исследованиях фармацевтического рынка продукты Qlik. Для исследований ежемесячно собирают и обрабатывают миллионы строк записей, и стремятся использовать лучшие инструменты для подготовки и визуализации данных, чтобы предоставлять клиентам точную и релевантную информацию в удобном формате.
Для решения этих задач в компании многие годы развивалась как аналитическая платформа собственной разработки, а также использовался инструмент QlikView. В 2020 году Ipsos Healthcare приняла решение о переводе всех своих исследований в формат Qlik Sense.
Олег Фельдман
руководитель сервисной линии Healthcare компании Ipsos
“
На основе данных наших исследований клиенты строят корпоративные стратегии, планы продаж и маркетинговых активностей, поэтому мы всегда стремимся предоставить заказчикам максимально комфортную работу с данными. Исторически с массивами данных, собранными в рамках исследований Ipsos, у наших клиентов работали преимущественно аналитики с высоким уровнем квалификации. Мы же хотели упростить процесс и сделать данные более доступными, чтобы ими могли в интерактивном формате пользоваться представители высшего и среднего менеджмента.
Qlik Sense действительно позволяет интегрировать и визуализировать разнородные данные. Среди источников данных исследований — информация от врачей и сотрудников аптек по назначению лекарственных препаратов со всей той детализацией, которая сопутствует назначению. Еще один блок — это результаты промоактивности клиентов, данные, которые характеризуют количество контактов в разных каналах коммуникаций, в том числе цифровых. Так, например, для исследования Medi-Q, «Мнение практикующих врачей», Qlik объединяет данные опросов врачей 30 специализаций.
В ходе проекта особое внимание в Ipsos уделили продумыванию визуализаций и клиентскому сценарию работы с данными исследований в Qlik Sense.
Петр Павлов
руководитель проекта, компания Ipsos
“
Нам было важно, чтобы дашборды были не только красивыми, но и правильно выстроенными с логической точки зрения. При разработке дашбордов мы опирались на клиентский опыт, и Qlik Sense помог нам заложить в приложениях последовательность визуализаций, по которой должен двигаться пользователь, чтобы получить важные для бизнеса инсайты в корректной и понятной форме.
Для многих фармацевтических компаний Qlik Sense — привычный инструмент аналитики, и даже BI-стандарт, поэтому «наши исследования в формате Qlik Sense позволяют клиентам получить максимум пользы для бизнеса:
➜
детально анализировать результаты своей маркетинговой активности,
➜
настраивать собственные конкурентные окружения для препаратов и сравнивать себя с конкурентами,
➜
подключать внутренние данные по полевым активностям и продажам, а также другие внешние данные по динамике фармацевтического рынка, например, розничные продажи в аптеках.
Таким образом, клиенты Ipsos на основе единого инструмента Qlik могут связать действия компании по продвижению своих продуктов и результат этого продвижения в выписках врачей, тем самым определив наиболее эффективные каналы взаимодействия.
Выступление на Qlik Data Transformation Day 2022 в Astana Hub
Петр Павлов, менеджер исследовательских проектов, Ipsos, рассказал, какую пользу приносит интерактивный формат предоставления аналитики для фармрынка в Ipsos Healthcare Казахстан
ТЕОРИЯ
Что такое дашборд
Дашборд — основной элемент коммуникации между разработчиком отчета и его аудиторией. Дашбордом можно назвать общий экран, на который добавлены все необходимые для принятия решений диаграммы, а также фильтры, комментарии, заголовки, легенды и прочие элементы взаимодействия.
Дашборд создает целостную картинку для пользователей, объясняя и показывая данные в доступной форме. Компактное размещение диаграмм дает возможность оценить данные одним взглядом. И вместо того, чтобы просматривать несколько листов в письменном многостраничном отчете, можно посмотреть на все данные разом.
Термин «дашборд» произошел от английского dashboard — в переводе с английского «приборная панель». Дашборд в самолетах, автомобилях, космических кораблях и другой технике показывает все необходимые элементы управления на одной панели. Дашборд в аналитике делает тоже самое, но на одном экране.
Процесс разработки дашборда
Виталий Тренкеншу
основатель, Datanomix.pro
Вы уже знаете, что в Qlik Sense приложения состоят из листов, листы содержат визуализации, а все вместе это определяет структуру приложения.
Хорошо спроектированная структура приложения понятна на интуитивном уровне, логична и удобна. Она позволяет пользователю без труда найти ответ на свой вопрос. Плохая структура, наоборот, раздражает и обескураживает пользователя.
Давайте разберемся, как создавать хорошую структуру аналитического приложения.
1
Очертите предметную область
Хорошее правило: «Одно приложение — одна предметная область».
Например, для торговой компании приложениями могут быть: «Анализ продаж», «Анализ запасов», «Дебиторская задолженность», «Анализ клиентской базы» и т.д. Смешивать несколько предметных областей в одно приложение следует, только если для этого есть веское основание и понятная цель.
2
Определите целевую аудиторию
Важно понимать, что вы создаёте аналитическое приложение для конкретных пользователей. И хорошее приложение должно отвечать на конкретные вопросы этих пользователей. Поэтому до начала разработки приложения важно убедиться, что вы хорошо понимаете целевую аудиторию: их должность и функциональные обязанности, а также бизнес-цели и задачи.
3
Сформулируйте вопросы
Итак, понятна предметная область и целевая аудитория вашего приложения. Теперь необходимо предельно чётко сформулировать вопросы, на которые должно отвечать приложение. И эти вопросы не должны быть «оторванными от земли» или «притянутыми за уши». Эти вопросы возникают у ваших конечных пользователей, когда они принимают решения в процессе выполнения их функциональных обязанностей в рамках конкретных бизнес-процессов и для достижения конкретных целей.
Формулировать вопросы лучше всего в формате User Story: «Как <пользователь> я хочу понять <вопрос> для того, чтобы <цель>». Пример: «Как категорийный менеджер, я хочу понять, какие товары хуже всего продаются в моей категории, чтобы вывести их из ассортимента».
Медет Турарбеков
архитектор Qlik Sense, Datanomix.pro
“
Можно, конечно, просто взять набор данных и начать рисовать диаграммы и графики — но спустя время, вы поймете, что это была довольно плохая идея. В результате, скорее всего, получится красивый, но бесполезный дашборд, который не отвечает на нужные вопросы аудитории.
Юлия Дошлова
аналитик-разработчик Qlik Sense, ПАО Газпром нефть
“
В нашей практике мы рекомендуем выстраивать процесс разработки дашборда начиная от определения групп пользователей — и их ключевых вопросов. Каждый лист приложения должен решать какую-то задачу. Кроме того, будет полезно подумать «впрок» — какие еще вопросы могут задать пользователи к данным? Как еще я могу помочь им найти нужные ответы?
Принцип разработки DAR
DAR — это популярный метод структурирования аналитического приложения в кругу разработчиков Qlik. Он опирается на дедуктивный способ познания — от общего к частному.
Юлия Дошлова
аналитик-разработчик Qlik Sense, ПАО Газпром нефть
“
DAR — это методология, в рамках которой пользователю последовательно предоставляется информация по агрегированным данным, затем аналитический интерфейс для анализа данных и просмотр детальных данных.
По сути метод DAR предлагает разбивать приложение на 3 раздела:
Дашборд (Dashboard)
Анализ (Analysis)
Отчет (Reporting)
В самом простом случае — это три листа в приложении Qlik Sense. Но может быть и больше — раздел может состоять из нескольких листов.
Дашборд
Шотан Жандос
старший менеджер, Datanomix.pro
Цель этой страницы — понять текущий статус и положение дел. Идентифицировать проблемные области.
Типовое содержание:
Дашборд должен показывать основные показатели по предметной области в ключевых разрезах. Например, Продажи и Маржу по компании в целом и по регионам. Показателей не должно быть много.
Показывать их в нужном таймфрейме, например Year-to-Date и/или Month-to-Date.
Показывать динамику, т. е. процент роста по отношению к базовому периоду. Использовать цветовое кодирование (красный-зеленый и т. д.).
Показывать тренд показателей. Можно по ключевым измерениям.
Показывать прогресс достижения целевых значений (план, прогноз).
Показывать удобную таблицу с анализом показателей, включая: ключевые измерения, тренды, тепловую карту, базовый период для сравнения, разницу и темпы роста.
Типовые вопросы на уровне дашборда:
Мы растем или падаем? На сколько? В каких областях?
Достигаем ли цели/плана? В какой области провал / риск срыва?
Опережаем ли показатели прошлого периода? Какими темпами?
TOP-n / BOTTOM-n областей по показателям и / или темпам роста?
Юлия Дошлова
аналитик-разработчик Qlik Sense, ПАО Газпром нефть
“
На уровне дашборда важно выделить только общую и высокоуровневую информацию и наиболее приоритетные показатели (не более 10 показателей), а также вывести на экран только основные фильтры, их не должно быть много.
Анализ
Михаил Сирик
cтарший менеджер, Datanomix.pro
Цель этого раздела: предоставить пользователю гибкий и удобный интерфейс для ответа на любой вопрос, который возник у пользователя на листе Показатели (Dashboard).
Типовое содержание:
Этот раздел состоит из нескольких тематических листов. Каждый лист посвящен одной теме (предмету анализа). Лист состоит из блоков.
Лист должен быть максимально интерактивный — содержать достаточно фильтров для ответа на любой вопрос.
Могут быть отдельные технические листы, например, Сравнительный анализ.
Может использоваться вертикальная прокрутка.
Типовые вопросы на уровне анализа:
Какова динамика показателя и темпы роста?
Какова структура показателя по разным измерениям?
Типовые аналитические инструменты:
Рейтинги
ABC-анализ
Сравнительный анализ
Что-если анализ
Юлия Дошлова
аналитик-разработчик Qlik Sense, ПАО Газпром нефть
“
На уровне анализа поместите на страницу только четко фокусированную информацию по конкретной теме/бизнес-области. Добавьте дополнительные фильтры и используйте не только графики, но и таблицы.
Отчет
Александр Полоротов
со-основатель, Datanomix.pro
Цель этого раздела: предоставить наиболее детальную информацию по предмету анализа.
Типовое содержание:
Этот раздел состоит из одного или нескольких листов.
Основные инструменты визуализации: Таблица и Сводная таблица.
Максимум деталей и данных для принятия решений.
Максимум фильтров.
Возможность экспорта таблицы.
Юлия Дошлова
аналитик-разработчик Qlik Sense, ПАО Газпром нефть
“
На уровне отчета предоставьте максимально детальную информацию. Продумайте, какие дополнительные данные пользователям могут понадобиться, чтобы пройти «последнюю милю» при принятии решения. Добавьте дополнительные визуализации в таблицы — цвет значений, мини-графики и т. д. Это поможет акцентировать внимание на интересном.
Следует помнить, что приложения, созданные по концепции DAR, воспринимаются нелинейно.
Пользователь может переходить со страницы на страницу в любом удобном ему порядке. Тем не менее, иерархия подачи информации должна быть сохранена: от обобщенных данных на дашборде, к деталям, представленным в таблицах отчетности.
ПРАКТИКА
Расширенная аналитика в Qlik Sense
Евгений Стучалкин
технический директор, BI2Business
Практическое задание
Напоминаем, что мы работаем с тем же демонстрационным приложением. Если вы не скачали его в предыдущем дне, то скачайте и посмотрите инструкцию.
Шаг 7 Анализ глубины продаж Qlik Sense Demo
Шаг 8 Поиск аналогов среди эталонной группы Qlik Sense Demo
Вы можете доработать это приложение под свои задачи, а также использовать его как основу для изучения Qlik Sense. Продавать приложение нельзя.
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора
Приглашаем вас присоединиться к телеграм-чату Qlik, чтобы общаться с коллегами, задавать вопросы экспертам и оставаться в курсе новостей Марафона. @qlikbi_chat