Истории на данных
19
/21
О чем мы поговорим сегодня
Узнаем, как можно использовать Qlik Sense в процессе управления участников фонда «Сколково», разберемся в чем отличие между сторителлингом и аналитикой, узнаем, как выстраивать истории на основе данных.
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Кейс фонда «Сколково»: увеличение управляемости вместе с Qlik
Фонд «Сколково» — некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Рассказываем, как фонд «Сколково» увеличивает управляемость своих участников с помощью Qlik.

Стейкхолдеры Фонда «Сколково» исторически были заинтересованы в отслеживании финансовых расходов организации в силу специфики ее работы. Движение в направлении самоокупаемости и частичной коммерциализации повысило и внимание к доходной части работы. Также внимание стейкхолдеров сконцентрировано на результатах участников Фонда, так как их поддержка и развитие — основная цель работы организации. При этом была необходимость видеть как текущие данные, так и ретроспективные.
В силу государственной природы Фонда «Сколково» финансы организации всегда были структурированы, систематизированы и оцифрованы, но не хватало наглядности
Работать с данными для финансовых аналитиков было удобно, но руководству, чтобы увидеть текущее состояние и проблемы, требовался инструмент визуализации. Кроме того, взаимодействие Фонда с участниками предполагает ежегодную процедуру сбора годовой отчетности, в ходе которой каждый участник должен предоставить отчет по своей деятельности. Эти отчеты нужно просматривать и анализировать.

Эти два аспекта — финансы и анализ деятельности участников — и привели к поиску инструмента по сведению всех данных воедино и их удобной визуализации.
Среди важных критериев решения для руководства Фонда была цена как собственно внедрения, так и сопровождения. Это было обусловлено уверенностью в том, что по мере развития созданные приложения необходимо будет менять, так что BI-инструмент должен был быть удобным и недорогим с точки зрения донастройки.
– Дмитрий Архиреев, старший проектный менеджер «Сколково»
Проведя ряд встреч с интеграторами, руководство Фонда приняло решение реализовать пилотный проект на Qlik. В рамках пилота было создано приложение для визуализации данных по годовой отчетности участников в нескольких разрезах.
Платформа Qlik позволила объединить собранные из разных источников данные, структурировать и визуализировать их. Функционал позволяет посмотреть доходы по годам в разрезе десятков тысяч компаний-участников (только в Фонде «Сколково» их более 3 тыс., а в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонде Бортника) — более 9,5 тыс.).

Процесс сбора годовой статистики по участникам фонда проходит с января по апрель. В этот период важно отслеживать динамику сдачи данных компаниями-участниками, сравнивать ситуацию с предыдущими отчетными периодами. Такие данные также позволяют понять, стоит ли фокусироваться на каком-либо отдельном кластере, кто ключевые участники Фонда и каков их вклад и т. д.
В период кампании по сбору годовой отчетности всем заинтересованным сотрудникам Фонда приходят письма с визуализацией статистики, которая содержит в том числе и список компаний, который можно распечатать для дальнейшей работы с теми, кто не подал отчетность. Параллельно идет контроль основных показателей участников — количество рабочих мест, выручка, инвестиции, патенты.
Вся информация из приложения используется также и для работы с прессой, выступлений представителей Фонда на мероприятиях, взаимодействия с регионами и ведомствами
В результате проекта в Фонде удалось обеспечить наглядность процесса сбора годовой отчетности — он стал прозрачным и понятным. Визуализация — один из важных шагов выстраивания этого процесса.

Сейчас весь фонд живет в едином аналитическом контуре: все видят единые данные в системе аналитики и принимают решения, выстраивают краткосрочные и долгосрочные стратегии на их основе. Сейчас оцифрованность процессов в «Сколково» одна из самых высоких, и аналитика является логическим следствием этого процесса.
– Дмитрий Архиреев, старший проектный менеджер «Сколково»
ТЕОРИЯ
Сторителлинг в Qlik Sense
Большая часть дашбордов в бизнесе нацелена на проведение регулярного анализа. Во время анализа бизнес-дашбордов проводится много итераций и исследований разных сценариев. Такие дашборды обычно используются на постоянной основе, пока не потеряют своей актуальности, и обновляются автоматически с появлением новых данных.

Аналитические регулярные дашборды можно противопоставить историям — формату курируемых законченных «рассказов» на основе данных.
Дашборды-истории — это уже завершенный поиск в данных, которым вы делитесь с другими
Обычно к моменту создания такого дашборда все ответы уже хорошо известны, а количество итераций для изучения таких данных конечно. Кроме того, данные в основе историй, как правило, не обновляются, то есть загружены единожды.

Если аналитические дашборды выстраиваются от наиболее важной информации для принятия решений к деталям и вспомогательным визуализациям, то истории основываются на более художественном повествовании — от введения в тематику и постепенного углубления в исследуемую проблему к драматичному, эмоциональному выводу.
Денис Катюшин
генеральный директор, QUBData
Предшественником создания любой визуализации является формализация набора вопросов, ответы на которые необходимо получить, а также выбор подхода, который необходимо использовать при создании визуализации.

Подходы:
1
Сторителлинг (storytelling). Это очень распространённый подход, если необходимо разработать систему аналитической отчетности для руководителей. В данном случае основной принцип — «листай и смотри», одна вкладка аналитической отчетности содержит исчерпывающий набор информации и не требует от пользователя каких-либо действий кроме перелистывания/переключения между страницами отчета и возможно выбора отчетного периода. Как правило, потребители такой отчетности — ТОП менеджмент.
2
Интерактивная отчетность — этот подход применяется в том случае, если пользователь готов проводить анализ данных, исследование причин отклонений, «сверление» данных вплоть до самого нижнего уровня. Qlik Sense максимально раскрывается именно при таком подходе, поскольку позволяет пользователям проводить интерактивный анализ данных с использованием всех атрибутов сформированной модели.
3
В отдельный сценарий можно вынести рассылку отчетности в формате ppt, pdf (по расписанию нужным адресатам с учетом ролевой модели).
Интерактивная отчетность (классическая аналитика) предоставляет возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы, исследуя данные. В свою очередь, сторителлинг предоставляет уже готовые, «найденные» ответы, ведя пользователя по заранее определенному сценарию.
Почему истории, основанные на данных, важны для организаций?
Истории — это эффективнейший инструмент передачи человеческого опыта и способ упростить сложный мир. Это дает контекст, объясняет инсайты и позволяет интерпретировать данные. Цель обычно заключается в изменении процесса принятия решений. Пока заинтересованная сторона (лицо, принимающее решения) не поймет, что вы хотите сказать с помощью данных, никакие изменения не произойдут.
Почему многие люди и организации не используют истории при работе с данными?

  • Аналитики тяготеют к структурированным знаниям
  • Многие аналитики неохотно посвящают этому вопросу много времени, даже если это сделает их работу более эффективной
  • Относительно менее ценное вложение времени по сравнению с техническими возможностями аналитиков
Более эмоциональный подход показывать данные с помощью историй усиливает вовлечение аудитории в тематику отчета, привлекает внимание при помощи рассказа и наглядных образов. Это — новый подход к взаимодействию с данными.
Сторителлинг в Qlik Sense
Пользователи self-service BI-систем теперь имеют доступ к целому ряду возможностей, которые помогают им создавать убедительные истории данных. Они используют различные визуализации данных, начиная с простых диаграмм и заканчивая географическими картами и более разнообразными и сложными диаграммами.

В Qlik Sense предусмотрен инструмент для удобного и быстрого создания историй на основе данных — Истории.

Перед созданием истории необходимо подготовить для нее материал — снимки визуализаций с выбранными фильтрами, которые вы будете использовать в истории.
1
Для того чтобы сделать снимок, необходимо навести курсор на нужную диаграмму и нажать кнопку снимка в верхнем правом углу. К каждому снимку можно добавить аннотацию с описанием визуализации и примененных на ней фильтров для быстрого поиска в Библиотеке снимков.
2
Когда все необходимые визуализации будут готовы, можно перейти непосредственно к созданию истории. Для этого необходимо нажать на кнопку Истории — Создать новую историю. Каждой истории можно присвоить название и дать описание.
В историях в Qlik Sense есть 6 основных элементов:

+ Библиотека снимков. Добавление на слайд созданных ранее снимков визуализаций
+ Текстовые объекты. Добавление текстовые записи различных стилей на слайд
+ Библиотека форм. Содержит в себе множество форм для создания убедительных историй
+ Библиотека эффектов. Применение различных визуальных эффектов на снимки (применимо не ко всем видам визуализаций)
+ Библиотека медиафайлов. Добавление объектов медиафайлов с различными типами, например, изображения
+ Выбрать лист. Библиотека листов с листами в приложении, которые можно вставить в историю в виде листов оперативных данных
Созданные истории можно экспортировать в виде презентации PowerPoint или файла PDF. История будет экспортирована с состояниями выборок, которые были использованы для ее создания. Выборки, примененные в ходе воспроизведения истории, будут проигнорированы.
ПРАКТИКА
Истории в Qlik Sense
Практическое задание
Попробуйте сделать свою историю на основе приложения по кино (вторая неделя Марафона). Представьте, что презентуете свое приложение друзьям или родственникам — какие возможности вы бы подсветили? Может быть, можно показать аналитику по вашему любимому жанру кино? А как насчет самого лучшего фильма в коллекции? Или самого худшего?

Если будет нужна помощь — обращайтесь к дополнительным материалам или в чат.
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора
Скриншот из видео
Телеграм-сообщество Qlik
Приглашаем вас присоединиться к телеграм-чату Qlik, чтобы общаться с коллегами, задавать вопросы экспертам и оставаться в курсе новостей Марафона.
@qlikbi_chat
Обзор дня и встреча с экспертом: День 19
Игорь Буробин, эксперт по Qlik Sense, ПроBI

2022