Встроенная аналитика
20
/21
О чем мы поговорим сегодня
Мы узнаем как решения компании Qlik помогают компаниям зарабатывать на аналитике! Как и зачем ОЕМ-партнёры добавляют новые аналитические функции в свои сервисы, исследования и программное обеспечение.
ИСТОРИЯ УСПЕХА
ABM Cloud: встроенная аналитика для клиентов
ABM Cloud разрабатывает и внедряет программное обеспечения для повышения эффективности бизнеса. В портфеле 9 решений для автоматизации всей цепочки поставок: управление запасами (производство, дистрибуция, ритейл), мерчандайзингом, промо-акциями, складами, транспортом, финансами, программой лояльности, торговыми агентами и маркетплейс-платформами. География проектов включает 18 стран.

Решения ABM Cloud ежедневно собирают и анализируют миллионы строк информации, работают с огромными объемами данных. Для глубокой и гибкой аналитики в нескольких решениях ABM Cloud используется встроенная аналитика Qlik, которая помогает сделать бесшовный переход к аналитике и обогатить ИТ-решение интерактивными дашбордами.

ABM Inventory - флагманское решение компании, предназначенное для управления товарными запасами, обеспечивает баланс между минимальными запасами на складе и гарантированным наличием нужного товара. Цель системы – увеличение продаж за счет снижения упущенных продаж и оптимизации излишков, и блок аналитики в этом играет важную роль.
Система ABM Inventory включает в себя 8 различных алгоритмов управления запасами, которые автоматически применяются к различным типам товара, условиям хранения и реализации, условиям поставки и др.
В системе ABM Inventory более 15 отчетов с интерактивной аналитикой, которые позволяют отслеживать динамику продаж, упущенных продаж, запасов и их излишков по всей компании, по каждому складу, магазину и поставщику, проводить анализ и оценку надежности поставщиков и др.

Отчет о еженедельной динамике запасов

В начале для визуализации, которую можно было бы подключить к имеющимся источникам данных и встроить в бизнес-процесс взаимодействия с системой, в ABM Cloud рассматривали уже готовые библиотеки, как открытые, так и коммерческие. Но разработчики не были уверены, что библиотеки визуализации смогут обеспечить приемлемый уровень качества аналитики и бесперебойную работу. Кроме того, для разработки визуальной части с нуля требовалось привлечь новых сотрудников, что увеличило бы затраты на продукт.

Важнейшими аргументами в пользу встроенной аналитики Qlik стали: функционал работы с большими массивами данных и удобство инкрементальной дозагрузки данных, поскольку ежедневно база данных компании прирастает на сотни тысяч строк. Кроме того, команде понравился и визуальный движок Qlik.
На старте проекта разработка и встраивание аналитики Qlik в продукты ABM Cloud выглядели реальными даже собственными силами.
Проект разработки встроенной аналитики в ABM Cloud начался с этапа исследования целевых потребностей конечных пользователей. Демонстрацию первых отчетов на фокус-группах с клиентами показывали прямо в Qlik Sense, параллельно настраивая интеграцию дашбордов в свой продукт и корректируя визуализации в соответствии с обратной связью.

Сейчас аналитические отчеты встроены в продукт ABM Inventory и отображаются во фрейме внутри пользовательского интерфейса – клиенты пользуются типовыми преднастроенными отчетами на своих данных. Так как отчеты типовые, то при доработке и улучшении мастер-версии отчета, все клиенты также получают обновления в своих профилях. Всего клиентам доступно до 15 отчетов, некоторые из которых разворачиваются опциально в зависимости от специфики решаемых клиентом задач.

Примеры базовых популярных отчетов ABM Inventory:
1
Динамика запасов компании. Каждую неделю система автоматически рассчитывает эффективность управления запасами в целом и в каждой точке хранения. Как меняется ситуация и что влияет на эти изменения.
2
Анализ упущенных продаж. Анализ нехватки товара в каждой точке хранения и их влияние на финансовые результаты компании.
3
Динамика излишних запасов. Подробный отчет об излишках. Отчеты отражают тенденции за последние 6 и 52 недели, а также подробные отчеты с указанием позиций, которые создали наибольшие упущенные продажи и излишки на последней неделе.

Анализ причин упущенных продаж

Помимо ABM Inventory, Qlik является движком аналитического модуля сервиса логистики ABM Rinkai TMS, SaaS-решения для оптимизации управления логистикой «последней мили». Цель системы – автоматическое формирование маршрутов доставки на основании имеющихся заказов и автомобилей, с учетом различных ограничений (временные окна, тип автомобиля, вес, объем и другие параметры груза), для экономии транспортных расходов. ABM Rinkai TMS используется также для планирования маршрутов торговых представителей или курьеров.

Помимо основного функционала автоматизации этапов управления транспортов – планирования маршрутов и оперативным контролем за каждым рейсом, инструмент включает и аналитический модуль на основе Qlik. Среди основных отчетов ABM Rinkai TMS:
1
Анализ использования транспорта, временных окон и затрат времени на точках.
2
Комплексная аналитика по транспорту и клиентам, в том числе за счет сравнения плана и факта по маршрутам.
3
Модуль аналитики с оценкой транспортных затрат в разрезе автопарка, клиентов, торговых точек.
Алексей Медведев
СЕО, ABM Cloud
Для продуктовой ИТ компании встроенная аналитика Qlik – сильный инструмент для привлечения клиентов. Это конкурентное преимущество для принятия решений о покупке наших продуктов будущими клиентами. Сотрудничество с Qlik позволяет нам иметь мощный аналитический модуль, который постоянно совершенствуется, без затрат на разработку своими силами. Модель подписки нам очень близка, т.к. наши сервисы мы тоже продаем как SaaS.
ТЕОРИЯ
Встроенная аналитика — OEM
Семен Астахов
архитектор решений по встроенной аналитике, Qlik
ОЕМ — это способ распространения продуктов Qlik, когда вы не просто анализируете данные компании внутри, а используете аналитические возможности платформ внутри своих продуктов и зарабатываете на этом.

Например, компания владеет данными по своей отрасли и хочет их монетизировать. Конечно, можно предложить потенциальным клиентам получать данные в виде файлов данных, Excel или самим забирать из базы данных, но с таким предложением есть высокая вероятность оставить клиентов потенциальными.

В такой ситуации Qlik может помочь осуществить передачу, преобразование, каталогизацию и анализ данных, а также формирование статических отчётов, оповещений и многое другое.
Вместе с OEM-решением, клиенты компании получают высокий уровень функционала и сервиса, а ценность самого решения для потребителя становится значительно выше.
Примеры встроенных визуализаций в портал
Аутентификация
В большинстве случаев аналитика и другие сервисы должны быть персонифицированы для каждого клиента и пользователя. Для того, чтобы узнать пользователя нам необходимо его аутентифицировать. Самым простым способом было бы позволить ему ввести логин и пароль для доступа к персональной области, платформы Qlik так и работают по умолчанию.

Но довольно часто у компаний уже есть сайты, порталы, личные кабинеты, собственное программное обеспечение и многое другое, уже имеющее свою собственную аутентификацию. А значит мы и так уже узнаём пользователя в другой системе и просить его повторно вводить логин и пароль (или тем более другой набор логина и пароля) приведёт к низкому уровню удовлетворенности продуктом.
Qlik Sense и другие платформы компании могут интегрироваться с аутентификационными компонентами внешних систем, используя стандартные методы аутентификации JWT, SAML, OIDC, которые позволяют использовать стандартизованные подходы, уже реализованые во внешних аутентификационных компонентах.

А также частные методы Ticket, Session, Header, которые позволят адаптировать интеграцию под любые, даже самые изысканные решения аутентификации.
Кроме того, некоторые варианты лицензирования платформы Qlik Sense позволяют работать анонимным пользователям без прохождения аутентификации. Это может быть полезно, например на Демонстрационных стендах.

Все варианты выше могут произвольно сочетаться, что предоставляет почти безграничную адаптируемость.
Подготовка пространства
Организация внутреннего пространства аналитического блока вашего решения является важной частью.

Пользователи могут иметь доступ к общим аналитическим приложениям с общими данными, индивидуальным данным в общих приложениях и индивидуальным приложениям.

Зачастую выбирают один из двух подходов:
1
Все работают с одним приложением и могут видеть только разрешенные данные в этих приложениях, таким образом получается единое пространство, которое легко администрировать и вести разработку. При работе в едином пространстве используют Секцию Доступа и именные, либо групповые политики доступа к данным через Ассоциативную Модель. Подробно изучить секцию доступа можно в справке.
2

Каждому клиенту или пользователю создаются индивидуальные приложения из шаблонов, что приводит к появлению множества маленьких, лёгких приложений, которые очень быстро работают и потребляют мало ресурсов. Для создания индивидуальных пространств и индивидуальных приложений для пользователей используют скрипт автоматического копирования приложений. Попробовать подобный подход можно здесь.
Встраивание
Qlik Sense может использоваться как отдельный сайт со своим адресом и отдельным интерфейсом, в платформе изначально для этого всё есть. Но именно ощущение целостного решения с единой точкой входа, общим меню, дизайном и двусторонней интеграцией позволит клиентам работать именно в вашем решении.
А значит, когда у нас есть готовые аналитические дашборды, которые показывают пользователям то, что они желают увидеть, приходит вопрос «Где им необходима эта аналитика?»
Qlik Sense и другие продукты могут быть встроены практически в любой веб-интерфейс. Это может быть Аналитика по продажам в карточке товара в CMS, информация по задолженности в интерфейсе контрагента CRM, схема и статистика поставок в WMS системе, статистика торгов в интерфейсе поставщика на портале закупок и многое-многое другое.
Qlik Sense может быть встроен с использованием простейших веб технологий (например, iFrame), так и JavaScript компонент, оживляющих интерактивной аналитикой любой элемент сайта.
ПРАКТИКА
Встраивание своего приложения
Практическое задание
Данная практика будет полезна каждому, кто уже знаком с процессом создания дашбордов Qlik Sense, интересуется расширением своего кругозора и думает «А что дальше?».

Задание сделано с расчётом на то, что у вас уже есть созданное приложение на облачной платформе Qlik Sense SaaS и не требует дополнительных навыков программирования или знаний в области веб технологий.

Скачать инструкцию для практики можно здесь.
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора
Телеграм-сообщество Qlik
Приглашаем вас присоединиться к телеграм-чату Qlik, чтобы общаться с коллегами, задавать вопросы экспертам и оставаться в курсе новостей Марафона.
@qlikbi_chat
Обзор дня и встреча с экспертом: День 20
Семен Астахов, архитектор решений по встроенной аналитике, Qlik СНГ

2022